Версия для слабовидящих transparent_line
Барановичский районный
исполнительный комитет
(
fotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_imagefotogallery_image
Belorussia_map
)
Меню
h_line_delimetr
Разъяснения о закупках для строительства

Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных статьей 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), по согласованию с Министерством архитектуры и строительства разъясняет следующее.

О товарах (работах, услугах) для строительства.

Согласно абзацу сорок первому части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) строительная деятельность (строительство) – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Перечень работ и услуг в области строительства утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» и распространяет свое действие на объекты строительства.

Справочно:

Согласно абзацу двадцать второму части первой статьи 1 Закона № 300-З объект строительства – одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы.

При отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности в Республике Беларусь также можно руководствоваться техническими нормативными правовыми актами в сфере строительства, а также общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83 (далее – ОКРБ 007-2012) (секция F (раздел 41-43) и секция М (раздел 71)).

С учетом специфики строительства определение потребности в товарах (работах, услугах) для строительства осуществляется для объекта строительства. Например, при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе такая потребность определяется на основании проектной документации (абзац двадцать седьмой статьи 1 Закона № 300-З). Для выполнения строительно-монтажных работ по текущему ремонту требуется дефектный акт и смета (пункт 9 статьи 51 Закона № 300-З).

О выборе применимого законодательства при осуществлении закупок для строительства.

Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) действует до 1 июля 2021 г. Учитывая, что постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» принято на основании Указа № 223, то указанное постановление также не может применяться при осуществлении государственных закупок для строительства после 1 июля 2021 г.

В этой связи с 1 июля 2021 г. проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом № 419-З.

Справочно:

В случае невнесения изменений в законодательство закупки товаров (работ, услуг) при строительстве за счет иных источников финансирования регулироваться не будут. Порядок осуществления таких закупок организация определяет с учетом требований Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Считаем, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88.

Справочно:

В случае расторжения договоров, заключенных по результатам процедур закупок при строительстве в соответствии с Указом № 223, в связи с их неисполнением либо ненадлежащим исполнением, представлять информацию в Министерство антимонопольного регулирования и торговли о включении соответствующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не требуется.

В соответствии с частью второй пункта 6 Указа № 223 процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. При этом Указ № 223 прямо не регламентирует порядок принятия решения заказчиком о проведении закупки и не определяет форму принятия такого решения.

Считаем, что для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

Также отмечаем, что в соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона № 419-З под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.

Справочно:

Согласно подпункту 1.44 пункта 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь получателем бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.

Таким образом, именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в государственных закупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З.

В то время как денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора государственной закупки, заключенного по результатам процедуры государственной закупки, становятся его собственными и, следовательно, руководствоваться законодательством о государственных закупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не требуется.

Справочно:

При необходимости порядок привлечения субподрядчиков, а также приобретения товаров генеральным подрядчиком может быть определен в договоре, заключенном заказчиком с генеральным подрядчиком.

О формировании годового плана государственных закупок.

Согласно части второй пункта 2 статьи 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного пунктом 5 приложения к Закону № 419-З.

Справочно:

В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке (http://goszakupki.by или http://zakupki.butb.by) в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок вносятся заказчиком в том порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден, и после утверждения заказчиком также подлежат размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Операторы электронной торговой площадки и государственной информационно-аналитической системы обеспечивают размещение годового плана государственных закупок, изменений и (или) дополнений в такой план в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками.

Таким образом, до начала осуществления государственной закупки обязательно включение необходимого товара (работы, услуги) в годовой план государственных закупок.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году, за исключением случая, установленного частью третьей пункта 1 статьи 19 Закона, согласно которой в случае, если срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок, в него включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.

Учитывая, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о государственных закупках, в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г.

При этом обращаем внимание, что частью четвертой пункта 1
статьи 19 Закона № 419-З установлено, что при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Это означает, что если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3 объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане государственных закупок 3 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Одновременно необходимо отметить, что фактически формирование годового плана государственных закупок зависит от того, что будет приобретаться заказчиком. В частности, в зависимости от потребностей заказчика в годовом плане могут быть перечислены все виды строительных работ по объекту строительства либо указано их общее название.

Справочно:

Например, заказчик планирует осуществить строительство 3 многоквартирных жилых домов «под ключ», что можно отнести к коду 41.00.30.200 ОКРБ 007-2012). В такой ситуации годовой план государственных закупок может выглядеть так:


п/п

Наименование однородных товаров (работ, услуг)

Код подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83

Наименование подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»

1

2

3

4

1

Строительство многоквартирного жилого дома № 1 в г. Минске по улице Взлетной «под ключ»

41.00.30.200

работы общестроительные (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) по возведению многоквартирных жилых зданий

2

Строительство многоквартирного жилого дома № 2 в г. Минске по улице Взлетной «под ключ»

41.00.30.200

работы общестроительные (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) по возведению многоквартирных жилых зданий

3

Строительство многоквартирного жилого дома №3 в г. Минске по улице Взлетной«под ключ»

41.00.30.200

работы общестроительные (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) по возведению многоквартирных жилых зданий

Также в зависимости от того, осуществляет ли заказчик приобретение, например, материалов отдельно или предусматривает положение о том, что стоимость использованных материалов включается в стоимость работ, будет и определяться формирование годового плана государственных закупок и предмета государственной закупки.

Так, выполнение работ, оказание услуг согласно статьям 658, 737 Гражданского кодекса Республики Беларусь может осуществляться иждивением подрядчика (исполнителя) с использованием материалов последнего. В такой ситуации в годовом плане государственных закупок отражаются только планируемые к приобретению работы (услуги), необходимости дополнительного включения в годовой план государственных закупок товаров, необходимых для выполнения соответствующих работ, нет. Например:


п/п

Наименование однородных товаров (работ, услуг)

Код подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83

Наименование подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»

1

2

3

4

1

Установка  приборов осветительных в жилом многоквартирном доме в г. Минске по улице Взлетной 7

43.21.10.150

Работы по установке приборов осветительных в жилых зданиях

В то же время заказчиком может быть предусмотрено, что материалы для выполнения работ (оказания услуг) будут приобретаться им отдельно и предоставляться подрядчику. В такой ситуации в годовой план государственных закупок отдельными позициями включаются и соответствующие работы (услуги) и необходимые для строительства товары. Например:


п/п

Наименование однородных товаров (работ, услуг)

Код подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83

Наименование подвида товаров (работ, услуг) в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»

1

2

3

4

1

Установка  приборов осветительных в жилом многоквартирном доме в г. Минске по улице Взлетной 7

43.21.10.150

Работы по установке приборов осветительных в жилых зданиях

2

Светильники светодиодные

27.40.25.340

Светильники для жилых помещений, кроме ламп узконаправленного света, для использования со светодиодными лампами

О формировании предмета государственной закупки.

Согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона № 419-З предмет государственной закупки – это товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки.

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 3 статьи 21 Закона № 419-З не допускается объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

Однородными товарами (работами, услугами) с учетом абзаца шестого статьи 1 Закона № 419-З являются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 (восемь цифровых знаков – ХХ.ХХ.ХХ.ХХ).

Справочно:

Код товаров (работ, услуг) согласно ОКРБ 007-2012 определяется заказчиком (организатором) самостоятельно, исходя из предмета закупки. При необходимости определения кода согласно ОКРБ 007-2012 считаем возможным обратиться за разъяснением в научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации».

Таким образом, по общему правилу предметом государственной закупки могут выступать только однородные товары (работы, услуги), то есть товары (работы, услуги) у которых восемь первых цифр кода ОКРБ 007-2012 совпадают.

Неоднородные товары (работы, услуги) могут объединяться в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) только если они технологически и функционально связаны друг с другом. Обоснование такой связи в каждом конкретном случае относится к компетенции заказчика.

Исключение из указанного правила составляют случаи, когда в отношении определенных товаров (работ, услуг) Советом Министров Республики Беларусь установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок. В такой ситуации не допускается объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) неоднородные товары (работы, услуги) даже если они технологически и функционально связаны друг с другом.

Справочно:

Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок».

При этом отмечаем, что документы, предоставляемые для подготовки предложения, обязательно должны содержать описание предмета государственной закупки, его частей (лотов) в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.

Пунктом 4 статьи 21 Закона установлены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, в том числе:

указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться;

не включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. При этом обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения;

использовать показатели (характеристики), требования, условные обозначения и терминологию в отношении требований к предмету государственной закупки, которые установлены законодательством;

включать при необходимости в документы, предоставляемые для подготовки предложения, спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

Справочно:

При описании предмета государственной закупки требования технических нормативных правовых актов допускается предъявлять к предмету государственной закупки только если такие технические нормативные правовые акты обязательные для соблюдения.

Таким образом, описание предмета государственной закупки должно позволять участнику сформировать предложение, в том числе его цену. Соответственно, в документы, предоставляемые для подготовки предложения и размещаемые на электронной торговой площадке, необходимо включать всю информацию, касающуюся объекта строительства (проектная, предпроектная (предынвестиционная) документация, дефектный акт и смета). Возможности передачи части документов отдельным участникам по их заявкам законодательство о государственных закупках не предусматривает.

О выборе вида процедуры государственной закупки.

Абзацем первым пункта 2 статьи 18 Закона № 419-З установлено, что вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований статьи 18, части второй пункта 1 и пункта 4 статьи 31, части первой пункта 1 статьи 37, пункта 2 статьи 38, пункта 2 статьи 45, пункта 2 статьи 49 и пункта 1 статьи 50 Закона № 419-З.

Учитывая прямо предусмотренную в части четвертой пункта 1 статьи 19 Закона № 419-З особенность включения в годовой план государственных закупок товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов, считаем, что выбор вида процедуры государственной закупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

Вместе с тем в случае, если заказчик примет решение в одной процедуре государственной закупки приобрести товары (работы, услуги), необходимые для строительства нескольких объектов, то вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане государственных закупок. При этом в таком случае разбивка предмета государственной закупки на части (лоты) не влияет на выбор вида процедуры государственной закупки.

Одновременно отмечаем, что необходимо учитывать именно ориентировочную стоимость годовой потребности в товарах (работах, услугах), указанную в годовом плане государственных закупок, соответственно, так как в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства объектов, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г., то для выбора вида процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов в 2021 г. не учитываются товары (работы, услуги), процедуры закупок которых начаты или договоры на поставку заключены до 1 июля 2021 г.

Об определении ориентировочной стоимости.

Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется по правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35).

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 постановления № 35 определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки может осуществляться посредством изучения конъюнктуры рынка, проектно-сметного или затратного способа.

Способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Использование иных способов допускается в случаях, предусмотренных подпунктами 1.4 и 1.5 пункта 1 постановления № 35.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 постановления № 35 проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Таким образом, в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется проектно-сметным способом, обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет.

Справочно:

Порядок утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов и составлении сметной документации на строительство объектов определен Положением о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553.

Порядок определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ определен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов».

Что касается затратного способа, то он применяется в случае невозможности применения иных способов (изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа) или в дополнение к ним (подпункт 1.5 пункта 1 постановления № 35).

Соответственно, для самостоятельного применения затратного способа заказчику (организатору) необходимо обосновать, по какой причине ориентировочная стоимость предмета конкретной государственной закупки не может быть определена посредством изучения конъюнктуры рынка или проектно-сметного способа.

Обязанности оформления соответствующего обоснования в законодательстве нет, считаем целесообразным урегулировать данный вопрос в локальных правовых актах заказчика (организатора).

О требованиях к участникам.

Требования к участникам, включая перечень документов и (или) сведений для их проверки, в обязательном порядке должны содержаться в приглашении к участию в процедуре государственной закупки (абзац шестой пункта 1 статьи 22 Закона).

При этом требования, предъявляемые к участникам при проведении процедуры государственной закупки, установлены
в пункте 2 статьи 16 Закона. Одним из таких требований является соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки (абзац второй пункта 2 статьи 16 Закона).

Соответственно, при установлении требований к участникам заказчик руководствуется требованиями законодательства, в том числе отраслевого. При этом к участникам не допускается предъявлять требования, не предусмотренные законодательством.

Примерами требований, установленных законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки, применительно к сфере строительства являются случаи лицензирования отдельных видов деятельности, аттестации соответствия (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства», постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений»).

 

Об изменении условий договора государственной закупки.

Согласно части первой пункта 1 статьи 25 Закона № 419-З за исключением случаев, установленных частью второй указанного пункта, а также Советом Министров Республики Беларусь, не допускается изменение условий договора государственной закупки при его исполнении в части:

предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества);

порядка оплаты;

сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

цены договора государственной закупки;

ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора государственной закупки.

Так, в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 25 Закона № 419-З при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре государственной закупки.

Кроме того, ряд оснований для изменения договора государственной закупки предусмотрен подпунктом 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).

В частности, согласно абзацу второму подпункта 1.8 пункта 1 постановления № 395 допустимо изменение объема (количества) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения.

При этом отмечаем, что речь идет лишь о возможности изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора государственных закупок. Включение в заключенный договор государственной закупки товаров (работ, услуг), не предусмотренных таким договором (дополнительных (скрытых) работ), недопустимо.

Также обращаем внимание, что в данном случае имеется ввиду как увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг), так и их уменьшение.

Соответственно, для приобретения товаров (работ, услуг), не предусмотренных договором государственной закупки (например, при выявлении дополнительных работ), или при изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 10 процентов необходимо проводить новую процедуру государственной закупки.

В случае же если утрачена потребность в более чем 10 процентах товаров (работ, услуг), договор государственной закупки может быть расторгнут по соглашению сторон.

Сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно подпункту 1.8 пункта 1 постановления № 395 можно менять в двух случаях:

по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;

в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Справочно:

Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).

Что касается цены договора государственной закупки, то уменьшить ее без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик, можно без каких-либо специальных оснований.

Увеличение же цены договора государственной закупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) согласно подпункту 1.8 пункта 1 постановления № 395 можно только в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).

Например, по причине изменения законодательства могут применяться основания, предусмотренные абзацами третьим, четвертым и шестым части второй пункта 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553, согласно которым при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, неизменная цена корректируется в случаях изменения:

налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 72 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (далее – Правила), изменение условий договора строительного подряда в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 73 Правил.

Поскольку норма в пункте 72 Правил содержит условие заключения договора строительного подряда, а именно, такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то в их отсутствие (при применении законодательства о государственных закупках подрядные торги не проводятся) считаем, что применение данной нормы Правил (до внесения в них соответствующих изменений) для изменения договора государственной закупки не допускается.

О закупках аварийно-восстановительного ремонта.

Согласно подпункту 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7  субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Учитывая, что с 1 июля 2021 г. закупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов будут осуществляться в соответствии с законодательством о государственных закупках, с учетом положений Закона считаем, что в том числе для приобретения аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) требуется проведение процедуры государственной закупки.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 5 приложения к Закону № 419-З в случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно, государственные закупки осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.

Справочно:

С учетом положений части второй пункта 3 статьи 19 Закона № 419-З проведение процедуры закупки из одного источника на основании пункта 5 приложения к Закону № 419-З возможно без предварительного включения потребности в годовой план государственных закупок. В последующем до размещения справки о процедуре закупки из одного источника на электронной торговой площадке необходимо будет внести соответствующую позицию в годовой план государственных закупок и разместить изменения на электронной торговой площадке.

Правила проведения процедуры закупки из одного источника применяются в равной степени для любого из оснований ее применения. Так, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (часть первая пункта 3 статьи 49 Закона № 419-З). Такой порядок определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление № 30).

Согласно абзацу седьмому подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 30 запросы о предоставлении сведений должны содержать дату и порядок предоставления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них (далее – ответ на запрос) и иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором).

Сроки предоставления ответа на запрос законодательством не регламентированы. Такие сроки определяются заказчиком самостоятельно с учетом потребности в товаре (работе, услуге). Таким образом, заказчик (организатор) процедуры закупки из одного источника вправе с учетом всех обстоятельств в пределах дня установить определенное время предоставления ответов на запрос.

При этом обращаем внимание, что с учетом части второй подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 30 заказчик (организатор) вправе не направлять запросы, если информация о ценах на предлагаемые товары (работы, услуги) размещена на официальных сайтах поставщиков, в том числе производителей, в глобальной компьютерной сети Интернет, электронных торговых площадках.
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация
Барановичский районный
исполнительный комитет
225409, г.Барановичи, ул.Советская, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Режим работы: с 8.00 до 17.00,
обед с 13.00 до 14.00,
выходные дни: суббота, воскресенье
8-0163-67-56-75

Баранавіцкі раённы выканаўчы камітэт
225409, г.Баранавічы, вул.Савецкая, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Рэжым работы: з 8.00 да 17.00,
абед з 13.00 да 14.00,
выхадныя дні: субота, нядзеля
8-0163-67-56-75
h_line_delimetr
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Барановичский районный
исполнительный комитет
225409, г.Барановичи, ул.Советская, 79,
e-mail: kanc_brik@barrik.gov.by
Сайт разработан
БОКУП "Центр внедрения научно - технических разработок"
Каменецкий Брестский Малоритский Жабинковский Пружанский Кобринский Берёзовский Дрогичинский Ивацевичский Ивановский Барановичский Ляховичский Ганцевичский Пинский Лунинецкий Столинский