Порядок определения налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности установлен в статье 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК).
К расходам, учитываемым при
налогообложении доходов от осуществления предпринимательской деятельности,
относятся, на основании пункта 18 статьи 205 НК, в том числе амортизационные
отчисления от стоимости амортизируемого имущества (основных средств и
нематериальных активов), используемого в предпринимательской деятельности.
К амортизационным отчислениям от стоимости
амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности,
относятся суммы амортизационных отчислений по основным средствам, произведенных
в порядке, установленном законодательством.
При этом суммы амортизационных отчислений
по основным средствам, используемым как для личных нужд, так и для предпринимательской
деятельности, учитываются в составе расходов пропорционально периоду
использования основных средств (по автотранспортным средствам - пропорционально
пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью) для
извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы и это
предусмотрено пунктом 24 статьи 205 НК.
Порядок начисления амортизации основных
средств установлен в Инструкции о порядке начисления амортизации основных
средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь,
Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и
дополнениями) (далее – Инструкция № 37/18/6).
Таким образом, ИП имеет право учесть в
составе расходов при обложении подоходным налогом амортизационные отчисления по
основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и
определенным согласно Инструкции № 37/18/6.
Порядок ведения учета ИП определен в
Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденная
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от
30.01.2019 № 5 (с изменениями и
дополнениями) (далее – Инструкция № 5).
Согласно терминам, приведенным в
Инструкции № 5, имущество - это совокупность вещей и материальных
ценностей:
- вовлеченных плательщиком в хозяйственный
оборот для использования в предпринимательской деятельности с целью получения
экономических выгод;
- возникающих у плательщика в результате
совершенных хозяйственных операций, от которых он предполагает получение
экономических выгод.
Информация о совершении хозяйственных
операций на основании подтверждающих документов отражается, в том числе в книге
учета основных средств (далее – учет ОС).
Порядок ведения ИП учета ОС изложен в
главе 3 Инструкции № 5:
- к учету принимается имущество,
сохраняющее свою материально-вещественную форму и используемое им в
хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев);
- основные средства принимаются к
учету по первоначальной стоимости;
- учет (в том числе арендованных и
объектов лизинга) осуществляется в книге учета основных средств по
форме согласно приложению 3 к Инструкции № 5;
- в книге учета основных средств в
отношении каждой единицы оформляется отдельная страница, где производятся
записи о поступлении и выбытии основных средств, затратах на ремонт и суммах
амортизационных отчислений.
Если имущество, предназначенное для
использования на производственные и хозяйственные нужды, принимается к учету в
качестве отдельных предметов в составе оборотных средств, оно не учитывается в составе
основных средств.
Учитывая изложенное, чтобы
учесть расходы по имуществу при обложении подоходным налогом, ИП должен:
- использовать это имущество в
предпринимательских целях;
- определить и документально
подтвердить его первоначальную стоимость;
- учитывать его в книге учета
основных средств по установленной форме;
- начислять амортизацию в
порядке согласно Инструкции № 37/18/6.
Порядок введения в оборот
имущества ИП, принадлежащего ему как физическому лицу, законодательством не
определен. ИП может оформить это своим решением в свободной форме, где должна
быть отражена следующая информация:
- наименование основного
средства;
- дата его поступления и на
основании какого документа;
- дата постановки на учет (для
целей предпринимательской деятельности);
- дата ввода в эксплуатацию
(для целей предпринимательской деятельности);
- шифр основного средства;
- норма амортизации (годовая,
ежемесячная);
- первоначальная стоимость.
Если ИП не может документально
подтвердить стоимость основного средства, а также учитывая, что в таком случае
имущество отражается в натуральном выражении без указания первоначальной
стоимости, в решении достаточно будет указать информацию без цены.
Соответственно учесть при налогообложении амортизацию он тогда не вправе, т.к.
отсутствует стоимость основного средства.
Таким образом, ИП может
поставить на учет в качестве основного средства имущество, приобретенное ранее
(не в 2023 году), по стоимости, указанной:
- в документе приобретения
(накладной, акте приема-передачи) с учетом физического износа;
- в заключении об оценке (по
рыночной стоимости);
- в натуральном выражении
(количество) при отсутствии подтверждения.
Дату постановки на учет, ввода
в эксплуатацию ИП определяет самостоятельно в своем решении, начисление
амортизации будет зависеть от даты ввода в эксплуатацию и определения
нормативного срока службы (пункты 18, 19, 21, 22, 34 Инструкции № 37/18/6).
Нормативный срок службы и срок
полезного использования по основным средствам, находившимся в эксплуатации,
устанавливаются с учетом требований Инструкции № 37/18/6.