СБОР ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ (РАСПРОСТРАНЕНИЕ) РЕКЛАМЫ
18/05/2023 11:05
Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы
(далее – сбор) признаются согласно пункту 1 статьи 307-12 Налогового
кодекса Республики Беларусь (далее – НК) признаются юридические лица
Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся
рекламодателями, а так же рекламные агентства при оказании услуг по
размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю.
Пунктом 2 статьи 307-12 НК определены плательщики, которые не
признаются плательщиками сбора.
Определение термина «рекламодатель» содержится в абзаце 13
статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»
(с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о рекламе). Так,
рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары
которых рекламируются, либо которые определили объект
рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые
предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения
(распространения) на территории Республики Беларусь
От рекламодателя необходимо отличать:
- рекламопроизводителя – это организация или гражданин, которые
производят рекламу путем полного или частичного доведения ее до
готовой для размещения (распространения) формы;
- рекламораспространителя – это организация или гражданин,
которые осуществляют размещение (распространение) рекламы в любой
форме с помощью любых средств (абзацы 14 и 15 статьи 2 Закона о
рекламе).
Рекламопроизводители и рекламораспространители в состав
плательщиков сбора не включены.
Рекламодатель может обращаться к рекламораспространителю не
напрямую, а через рекламное агентство.
Рекламное агентство, согласно абзацу 5 статьи 307-11 НК, это
юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный
предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь,
оказывающие услуги рекламодателю по размещению (распространению)
рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение
(распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления
ее рекламораспространителю. Чтобы определить, является ли лицо
рекламным агентством для целей сбора, следует исходить из содержания
оказываемых услуг.
Объектом обложения сбором на основании пункта 1 статьи 307-
13 НК является оказание услуг по размещению (распространению)
2
рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение
(распространение) рекламы в сети Интернет:
- рекламодателю;
- рекламному агентству, когда оно признается плательщиком сбора
при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы
иностранному рекламодателю.
Пунктом 2 статьи 307-13 НК предусмотрены исключения, когда
оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению)
рекламы не признается объектом обложения сбором.
Налоговой базой сбора, согласно статьи 307-14 НК, является
стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС,
фактически оказанных рекламодателю и (или) рекламному агентству,
когда оно признается плательщиком сбора при оказании услуг по
размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю.
Ставки сбора установлены статьей 307-15 НК и определены в
размере 20% и 10% от стоимости услуг по размещению
(распространению) рекламы и зависят от места размещения
(распространения) рекламы.
Сбор относится к республиканским налогам (сборам, пошлинам) и
его следует уплачивать в республиканский бюджет не позднее 22-го числа
месяца, следующего за отчетным кварталом, что установлено абзацем 19
статьи 8, пунктом 1 статьи 307-18 НК; частью 2 подпункта 2.9 пункта
2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О
развитии средств массовой информации».