При использовании индивидуальным предпринимателем
(далее – ИП) при расчетах корпоративной банковской карты, в том числе
выпущенной банком-нерезидентом, за приобретенные материалы и не только для
принятия их к учету необходим первичный учетный документ и это предусмотрено
абзацем 5 пункта 4 статьи 336, пунктом 6 статьи 333, пункта 15 статьи 205
Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), пунктов
2, 6 - 12 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов,
утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 30.01.2019 № 5 (далее – Инструкция № 5).
Инструкциейо порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными
денежными средствами, утвержденной Постановлением Правления Национального банка
Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117 (с изменениями и дополнениями) (далее –
Инструкция № 117) в отношении самого ИП не определена обязанность
составления отчета об израсходованных суммах (авансового отчета) при проведении
расчетов корпоративной картой. Такой отчет обязан составлять и представлять ИП
его наемный работник, использовавший корпоративную карту для оплаты расходов, с
приложением подтверждающих документов (часть 2 пункта 89, пункт 91 Инструкции №
117).
Абзацем
8 пункта 7 Инструкции № 5 поименованы в качестве документов, подтверждающих
совершение хозяйственных операций, авансовые
отчеты и приложенные к ним платежные документы.
При
этом не конкретизируются способ оплаты расходов (наличные, личная или
корпоративная карта) и банк-эмитент, выпустивший карту.
Авансовый
отчет является первичным учетным документом, который составляется на основании
подтверждающих расходы документов. В первичном учетном документе среди
обязательных сведений в соответствии с абзацем 5 части 2 пункта 6 Инструкции №
5 должны содержаться фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии)
лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее
оформления.
Поскольку,
учитывая нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, ИП не выдает самому
себе собственные средства под отчет, то и авансовый отчет ему на свои расходы,
оплаченные корпоративной банковской картой, составлять не надо. При этом нужно
сохранять документы, подтверждающие понесенные расходы.
Таким
образом, при расчетах корпоративной банковской картой ИП нужны:
-
подтверждающие документы - в любом случае;
-
авансовый отчет - если корпоративную карту использовал наемный работник ИП.