Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) признаются согласно пункту 1 статьи 307-12 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, а так же рекламные агентства при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю. Пунктом 2 статьи 307-12 НК определены плательщики, которые не признаются плательщиками сбора. Определение термина «рекламодатель» содержится в абзаце 13 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о рекламе). Так, рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь От рекламодателя необходимо отличать: - рекламопроизводителя – это организация или гражданин, которые производят рекламу путем полного или частичного доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы; - рекламораспространителя – это организация или гражданин, которые осуществляют размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств (абзацы 14 и 15 статьи 2 Закона о рекламе). Рекламопроизводители и рекламораспространители в состав плательщиков сбора не включены. Рекламодатель может обращаться к рекламораспространителю не напрямую, а через рекламное агентство. Рекламное агентство, согласно абзацу 5 статьи 307-11 НК, это юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю. Чтобы определить, является ли лицо рекламным агентством для целей сбора, следует исходить из содержания оказываемых услуг. Объектом обложения сбором на основании пункта 1 статьи 307- 13 НК является оказание услуг по размещению (распространению) 2 рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет: - рекламодателю; - рекламному агентству, когда оно признается плательщиком сбора при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю. Пунктом 2 статьи 307-13 НК предусмотрены исключения, когда оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы не признается объектом обложения сбором. Налоговой базой сбора, согласно статьи 307-14 НК, является стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС, фактически оказанных рекламодателю и (или) рекламному агентству, когда оно признается плательщиком сбора при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю. Ставки сбора установлены статьей 307-15 НК и определены в размере 20% и 10% от стоимости услуг по размещению (распространению) рекламы и зависят от места размещения (распространения) рекламы. Сбор относится к республиканским налогам (сборам, пошлинам) и его следует уплачивать в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, что установлено абзацем 19 статьи 8, пунктом 1 статьи 307-18 НК; частью 2 подпункта 2.9 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации».