Учет ИП доходов и расходов
ИП обязаны вести учет доходов и
расходов в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам. Порядок
ведения учета доходов и расходов ИП определены в Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов,
утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь от 30.01.2019 № 5 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция №
5), что определено частью 1 пункта 26, пунктом 27
статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с
изменениями и дополнениями) (далее –НК), пунктом 1 Инструкции
№ 5.
Согласно пункту 5 Инструкции №
5, учет должен обеспечивать своевременное и достоверное составление налоговых
деклараций (расчетов), а также других документов и (или) информации,
необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), и
представление их налоговому органу. Учет основывается на документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с
налогообложением.
Факт совершения плательщиком
хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом (далее –
ПУД), иным документом, подтверждающим ее совершение. При этом, данные документы должны быть составлены при
совершении хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно
после ее совершения (часть первая пункта 6, пункт 8 Инструкции № 5).
Движение товарно-материальных ценностей, согласно пункту 10
Инструкции № 5, оформляется ТТН и (или) ТН в случаях и порядке,
установленных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
30.06.2016 № 58 «О формах
товарно-транспортной накладной и товарной накладной и порядке их заполнения» (с
изменениями и дополнениями).
Руководствуясь частью первой
пункта 11 Инструкции № 5, при отсутствии форм первичных учетных документов установленных
перечнем первичных учетных документов, утвержденных
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об
установлении перечня первичных учетных документов» (с изменениями и
дополнениями) и Инструкцией № 5,
плательщики могут самостоятельно устанавливать для применения формы ПУД.
Каждая хозяйственная операция
должна быть отражена в соответствующих учетных документах с учетом требований
Инструкции № 5 (часть первая пункта 13 Инструкция № 5).