Налоговая служба
В соответствии с пунктом 5 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» (далее – Положение о маркировке), товары считаются маркированными, если на них или их упаковку в установленном Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом порядке нанесены средства идентификации и достоверные сведения о таких товарах, нанесенных на них или их упаковку средствах идентификации содержатся в государственной информационной системе маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее – система маркировки). В случае, если средство идентификации, нанесенное на товар, повреждено до степени, не позволяющей его идентифицировать, то такой товар считается немаркированным и может быть маркирован субъектами хозяйствования, указанными в пункте 2 Положения о маркировке, в порядке, определенном Инструкцией о порядке маркировки товара, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 (далее – Инструкция о маркировке). Инструкцией о порядке хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17 (далее – Инструкция о хранении) определяется в том числе порядок транспортировки и хранения возвращенных продавцам (субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю подлежащими маркировке товарами) покупателями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, не маркированных в порядке, установленном Инструкцией о маркировки. Согласно пункту 4 Инструкции о хранении продавец при возврате покупателем товаров без средств идентификации составляет акт приемки немаркированных товаров (далее – акт), который подписывается покупателем (его представителем) и продавцом (его представителем), фактически принимающим такой товар. Акт является документом, подтверждающим возврат товара. Согласно пункта 6 Инструкции о хранении транспортировка (перемещение) продавцом немаркированных товаров от покупателя до места хранения товара должна осуществляться в день составления акта. Таким образом, поскольку товар с нанесенным средством идентификации, поврежденным до степени, не позволяющей его идентифицировать, признается немаркированным, то товар с таким средством идентификации подлежит возврату поставщику товара для его маркировки в порядке, установленном Инструкцией о маркировке.
10/02/2022 07:09О переносе срока наступления обязанности использования кассового оборудования при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 15.11.2021 № 647/11 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» с 18 мая 2022 г. у субъектов хозяйствования возникает обязанность использования кассового оборудования при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах. В целях создания комфортных условий перехода субъектов хозяйствования на использование кассового оборудования, возможность принимать субъектами хозяйствования, с которыми РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) на дату наступления обязанности по использованию кассового оборудования заключены договоры и не обеспечена возможность подключения к системе контроля кассового оборудования, наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования продлевается до 1 июля 2022 г. Учитывая изложенное, при условии заключения до 18.05.2022 договора с РУП ИИЦ на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования, в том числе подачи заявок на подключение конкретных единиц кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах, вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования до 1 июля 2022 г. Ранее, субъектам хозяйствования, принимающим наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования в случаях: торговли непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках; осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией; выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности); осуществлении обучения несовершеннолетних; оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания. Предоставлена возможность до 01.07.2022 не использовать кассовое оборудование при условии заключения субъектами хозяйствования не позднее 20.10.2021 гражданско-правовых договоров на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (СККО), но не подключившие свое кассовое оборудование к СККО. Обращаем внимание, что кассовое оборудование необходимо использовать с момента подключения его к СККО. Справочно. Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП ИИЦ info-center.by. Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр) (https://registry.belgiss.by). Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования: намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы; намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата. Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, у которых возникает обязанность использования кассового оборудования, необходимо открыть текущей (расчетный) счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
10/02/2022 07:08В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) признаются: - индивидуальные предприниматели; - физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность; - физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. К таким плательщикам относятся физические лица, осуществляющие виды деятельности, признаваемые объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В соответствии с п.п.п. 3.1.22 п.п. 3.1. п. 3 Статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь Объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, признается репетиторство. К репетиторству относят: консультативные услуги по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию. Физические лица, осуществляющие репетиторство , подают в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием вида деятельности, формы оказания услуг, периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. Для физических лиц единый налог исчисляется налоговыми органами на основании представляемого этими лицами уведомления исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором такие лица осуществляют деятельность. При осуществлении репетиторства в дистанционной форме посредством сети Интернет единый налог исчисляется налоговыми органами исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте по месту постановки физического лица на учет в налоговом органе. С февраля 2019 года ставка единого налога на территории г. Барановичи применяется в размере 27 рублей, на территории Барановичского района применяется в размере 20 рублей.
24/01/2022 13:47Инспекция МНС по Барановичскому району сообщает, что прием налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц за 2021 год производится по адресу: г. Барановичи, ул. Репина, 61, каб. 205 в понедельник и четверг с 8.00 до 19.00, в иные рабочие дни с 8.00 до 17.00, а также 19, 26 марта 2022 года с 9.00 до 13.00. Справка по телефонам: 66-29-64, 66-29-68, 65-36-67.
24/01/2022 08:56Не выставил ЭСЧФ – заплати штраф! Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость. При этом, ЭСЧФ является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы. Сроки выставления ЭСЧФ установлены статьей 131 Налогового кодекса Республики Беларусь. За нарушение сроков выставления ЭСЧФ, нормами административного права установлена административная ответственность для должностных лиц юридических лица и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время, ответственность за нарушение сроков выставления ЭСЧФ предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин. При этом, не является административным правонарушением: невыставление в установленный срок ЭСЧФ, если просрочка составила не более одного рабочего дня; нарушение установленных сроков выставления ЭСЧФ, если ЭСЧФ выставлены до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС за соответствующий отчетный период. Минимальный размер штрафа за нарушение сроков выставления ЭСЧФ не установлен. В то же время, по общему правилу, минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя, не может быть менее одной десятой базовой величины. Лицо, допустившее нарушение сроков выставления ЭСЧФ может быть освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения, при одновременном соблюдении следующих условий: - оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения; - в течение одного года до совершения данного административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение. При этом, предупреждение является не мерой административной ответственности, а одной из профилактических мер воздействия. Помните, что наложение административного взыскания за невыставление ЭСЧФ не освобождает от обязанности его последующего выставления. Иванова Мария Игоревна Главный государственный налоговый инспектор управления камерального контроля инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области
10/01/2022 12:58В статье 202 Налогового кодекса Республики Беларусь указаны особенности определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами: - при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами учитываются подлежащие налогообложению доходы, полученные по таким операциям. Доходами по операциям с ценными бумагами признаются: -доходы от реализации, погашения ценных бумаг; -доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные по ценным бумагам. Расходами по операциям с ценными бумагами признаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные: - с приобретением, реализацией, погашением и хранением ценных бумаг; - с исполнением и прекращением обязательств по операциям с ценными бумагами. Налоговая база подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами по доходам, полученным плательщиком от белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, определяется как денежное выражение доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение этих ценных бумаг. При этом документально подтвержденные расходы на приобретение ценных бумаг, произведенные в белорусских рублях, подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления таких расходов. Определенные в долларах США расходы пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям по реализации, погашению таких ценных бумаг. Если курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления расходов на приобретение ценных бумаг, больше курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день получения плательщиком доходов по операциям по реализации, погашению таких ценных бумаг, то пересчет не производится. По выбору плательщика вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг налоговая база по подоходному налогу с физических лиц может быть уменьшена на налоговый вычет в размере 20 процентов доходов, полученных по операциям с ценными бумагами. При этом расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с применением такого вычета. В соответствии с частью 1 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь ставка подоходного налога по доходам от реализации ценных бумаг составляет 13 процентов.
10/01/2022 12:57В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по изготовлению и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции. Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам: при осуществлении деятельности в 2021 году: - в г. Бресте - в размере 41,00 руб., - в г. Барановичи – 28,00 руб., - в других населенных пунктах – 21,00 руб. за месяц.
10/01/2022 12:56О внесении изменений в порядок использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 (далее – постановление № 647/11) внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16). Комментарий к постановлению № 647/11 размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь http://www.nalog.gov.by/ru/kontrol-za-priemom/. С учетом принятого постановления № 647/11 в Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16, из перечня случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, исключается подпункт 35.4 пункта 35 «осуществления розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах». Таким образом с 18.05.2022 (через 6 месяцев после официального опубликования постановления № 647/11) использование кассового оборудования обязательно при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах . Для обеспечения требований законодательства по использованию кассового оборудования субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно: приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты); заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО). Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП ИИЦ (info-center.by). Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестр е моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр ). Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования: намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы; намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата. Одновременно обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, не имеющих текущего (расчетного) счета в банке, у которых возникнет обязанность использования кассового оборудования, о необходимости открытия такого счета в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
10/01/2022 12:34Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) – это особый режим налогообложения, направленный на стимулирование развития сельскохозяйственных организаций, так как разработан с учетом специфики деятельности указанной категории организаций. Правовая основа единого налога регламентирована нормами главы 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК). В соответствии со статьей 345 НК, плательщиками единого налога признаются юридические лица Республики Беларусь ( подпункт 2.1 пункта 2 статьи 14 НК), перешедшие на применение единого налога на условиях, установленных пунктами 2 - 4 статьи 348 НК, а именно: организации, осуществляющие производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна и организации в части деятельности их филиалов, исполняющих налоговые обязательства организации (далее – филиал), если эти филиалы осуществляют производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна. На основании пункта 2 статьи 345 НК, не вправе применять единый налог организации – плательщики налога при упрощенной системе налогообложения; резиденты свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"; организации в период применения единого налога на вмененный доход и до конца календарного года, в котором его применение прекращено. Пунктом 1 статьи 347 НК определены общие условия применения единого налога. Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК, применять единый налог вправе организация, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 345 НК организация не вправе применять единый налог в календарном году, если за предшествующий ему календарный год процентная доля, определенная пунктом 1 статьи 347 НК, не соответствует размеру, указанному в этом пункте. Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка (статьи 346 НК). Пунктом 5 статьи 347 НК установлено, что единый налог заменяет для плательщиков: налог на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента); налог на недвижимость; земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон. Сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые; земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, определенная подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК , не соответствует размеру, указанному в этой части; экологический налог, за исключением экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами; сбор с заготовителей. В целях применения единого налога сельскохозяйственной продукцией является: продукция растениеводства, которая в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее – классификатор) классифицируется в группах 01.1 - 01.3 (за исключением продукции цветоводства и декоративных растений); продукция животноводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 01.4 ; продукция рыбоводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 03.0 и получена в результате разведения, выращивания и содержания в искусственных условиях. Услуги (работы), независимо от их классификации, не являются сельскохозяйственной продукцией. Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и первичная переработка льна должны осуществляться на территории Республики Беларусь. Налоговая база единого налога в соответствии со статьей 349 НК определяется как денежное выражение валовой выручки (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов). Статьей 350 НК определен размер ставки единого налога. Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи, ставка единого налога устанавливается в размере один (1) процент, но при несоответствии за календарный год процентной доли, определенной пунктом 1 статьи 347 НК, размеру, указанному выше, исчисление единого налога производится по ставке три (3) процента исходя из налоговой базы единого налога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие (пункт 2 статьи 350 НК).
10/01/2022 12:33 Дорого обошлась подработка в такси без договора Налоговые органы не прекращают бороться с нарушениями, допускаемыми в деятельности такси, как при проведении контрольных закупок, так и находясь на рабочем месте, имея только компьютер и особые навыки. Налоговой инспекцией по Барановичскому району на этот раз установлен предприниматель, который дал возможность подработать своему знакомому в качестве водителя-такси, но налоги с его заработка не платил, а трудовые отношения не оформлял. В результате налоговым органом арестованы два автомобиля, которые использовались для перевозки граждан, а на предпринимателя составлен протокол по части 3 статьи 13.3 КоАП за осуществление запрещенной предпринимательской деятельности. Экономическим судом Брестской области предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 базовых величин с конфискацией 20 % от суммы незаконно полученного дохода, что составило более 12 тыс. рублей. Привлечение к ответственности не освобождает предпринимателя от обязанности заплатить в бюджет подоходный налог с выплаченной водителю-такси заработной платы «в конверте», размер которой превысил 11 тыс. рублей.
10/12/2021 06:36