Налоговая служба
Налоговые вычеты при исчислении налога на добавленную стоимость В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК) сумма налога на добавленную стоимость (далее-НДС), подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами НДС, признаваемыми в соответствии со статьей 132 НК налоговыми вычетами. Для того чтобы включить суммы НДС в состав налоговых вычетов, необходимо, чтобы: - объекты были приобретены для операций, облагаемых НДС (пункты 11, 12, 13 статьи 132, пункт 3 статьи 133 НК); - предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров суммы НДС были отражены в бухучете и книге покупок (если осуществляется ее ведение) (пункты 3, 4 статьи 132 НК); - полученные ЭСЧФ подписаны ЭЦП, ЭСЧФ, созданные при ввозе товаров на территорию Беларуси и при приобретении объектов на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси, направлены на Портал (пункт 5 статьи 132 НК). Предъявленные плательщику суммы НДС подлежат вычету при приобретении объектов независимо от даты проведения расчетов за объекты в том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из дат: а) дата отражения суммы "входного" НДС в бухучете (для ИП, определяющих МФР "по отгрузке" - дата отражения суммы "входного" НДС в учете доходов и расходов ИП); б) дата отражения суммы "входного" НДС в книге покупок (при ее ведении); в) дата подписания плательщиком ЭСЧФ. При этом в случае подписания ЭСЧФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором выполнены условия для вычета, и одновременно не позднее даты представления декларации по НДС за этот отчетный период, суммы НДС можно вычесть за указанный отчетный период. Условие для этого - дата совершения операции в ЭСЧФ приходится на этот же отчетный период. При подписании ЭСЧФ после представления декларации по НДС за отчетный период, в котором выполнены условия для вычета и дата в строке 3 ЭСЧФ приходится на этот отчетный период, суммы НДС можно вычесть за отчетный период, установленный срок представления декларации по НДС за который следует после подписания ЭСЧФ.
17/08/2021 11:40Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» В целях расширения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), расширения сферы использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах, сокращения случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования, и урегулирования других вопросов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4). Постановлением № 203/4 в целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов предусмотрено расширение перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а именно: в объектах бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену(вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4); в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4). Также постановлением № 203/4 предусматривается снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций ГО «Белорусская железная дорога» в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов (вступает в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4). При этом, постановлением № 203/4 предусмотрено, что для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением, устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек с последующим формированием карт-чека. Таким образом, расходы, связанные с приобретением платежных терминалов, могут быть минимизированы в случае приобретения мобильных устройств с платежным приложением. В целях обеспечения установки и использования платежных терминалов субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно заключить договор с банком-эквайером и приобрести соответствующее оборудование (платежное приложение). Также постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах (данное изменение вступает в силу через 12 месяцев после официального опубликования постановления № 203/4). В связи с этим субъектам хозяйствования, осуществляющим продажу товаров в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более, необходимо будет использовать кассовые суммирующие аппараты и (или) программные кассы, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах. При этом обращаем внимание, что дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Расширение обязанности применения кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет товаров с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси, на торговые объекты с торговой площадью 200 квадратных метров и более, позволит получать в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) информацию о реализации конкретных товаров и ценах на них. У налоговых органов появится возможность сопоставлять информацию из иных информационных ресурсов с данными СККО на предмет легальности получения товаров, «входных» цен на них, для снижения возможности сокрытия налогооблагаемой выручки. Постановлением № 203/4 предусмотрено сокращение ряда случаев, когда субъекты хозяйствования, могут не использовать кассовое оборудование. Так, постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключаются: осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец; торговля непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах; осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией; выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности); осуществление обучения несовершеннолетних; оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену (вступает в силу через 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4); оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания. По большинству указанных выше случаев изменения вступают в силу через 6 месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4, в связи с чем у субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в указанных случаях, возникнет обязанность использования кассового оборудования. При этом плательщики могут для этих целей использовать как кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), так и программные кассы, разрешенные к использованию в Республике Беларусь. Указанным субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно приобрести кассовое оборудование (программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты, обеспечивающие установку СКНО, и принять меры по подключению кассового оборудования к СККО, предварительно заключив с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) договор на подключение кассового оборудования к СККО (соответствующая информация размещена на сайте РУП ИИЦ www.skko.by ). Применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денежных средств, что является наиболее трудоемким процессом, чем использование в работе кассового оборудования, повысит скорость и качество оформления расчетов с покупателями (потребителями), а также будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.
30/07/2021 13:12Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 203/4) принято в целях расширения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) как альтернативы установки и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16), исключения норм, предусматривающих обязанность регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометром, билетопечатающих машин (далее – кассовый аппарат) в налоговом органе, снижения порогового значения в отношении обязанности использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах, сокращения случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования, и урегулирования других вопросов. Вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, безналичных денежных средств при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируются постановлением № 924/16 и утвержденным этим постановлением Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – Положение № 924/16). В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 постановления № 924/16, в том числе с учетом внесенных изменений, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы ”БЕЛКАРТ“, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах (при осуществлении видов деятельности) согласно приложению 1 к постановлению № 924/16, за исключением случаев, установленных в подпункте 2.9 пункта 2 постановления № 924/16. При этом для целей постановления № 924/16 под платежным терминалом понимается программно-техническое устройство, мобильное устройство с платежным приложением (далее – платежный терминал), устанавливаемое в соответствии с договором эквайринга и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек (далее – карточки) с последующим формированием карт-чека. В целях исключения затрат субъектов хозяйствования на замену платежных терминалов, которые не обеспечивают прием бесконтактных карточек, а также для обеспечения возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), внесено соответствующее изменение в постановление № 924/16, предусматривающие возможность использования субъектами хозяйствования мобильных устройств с платежным приложением, выполняющих функции платежного терминала, при условии обеспечения приема оплаты с использованием бесконтактных и контактных карточек платежных систем Visa, MasterCard, БЕЛКАРТ, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. В подпункт 2.9 1 пункта 2 постановления № 924/16 вносится соответствующее уточнение о том, что выдачу наличных денежных средств держателям карточек через кассовое оборудование, подключенное к СККО, вправе осуществлять юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги только при включении в договоры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и банками-эквайерами положений, предусматривающих порядок и условия выдачи от имени и по поручению банков-эквайеров наличных денежных средств в белорусских рублях держателям карточек. В целях развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов путем расширения перечня объектов и видов деятельности, в которых и (или) при осуществлении которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы, а также учитывая, что постановлением № 203/4 вносятся изменения в подпункты 35.16 и 35.17 Положения № 924/16, предусматривающие исключение из случаев, при которых прием наличных денежных средств можно осуществлять без использования кассового оборудования и платежных терминалов, объектов бытового обслуживания населения, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену, соответствующие изменения вносятся в пункт 3 перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 (далее – перечень объектов). Для данного изменения предусмотрен срок его вступления в силу 24 месяца с даты официального опубликования постановления № 203/4. Постановлением № 203/4 перечень объектов дополняется пунктом 19, предусматривающим необходимость использования платежных терминалов в объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту. Срок вступления в силу данной нормы установлен через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4. Указанные изменения позволят увеличить долю безналичных расчетов, предоставят потребителям возможность оплаты услуг посредством карточек с использованием платежных терминалов. Безналичные платежи, к которым относятся расчеты банковскими платежными карточками посредством применения платежных терминалов, в полном объеме отражаются на текущих (расчетных) счетах субъектов хозяйствования, что обеспечивает достоверный учет выручки. Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения (при обслуживании с 250 пассажиров до 50 пассажиров в сутки) для станций ГО «Белорусская железная дорога» в части возникновения обязанности установки и использования платежных терминалов. Помимо прочих причин, препятствующих безналичным расчетам, потребители называли недостаточность соответствующей инфраструктуры, то есть ограниченность мест, где можно осуществить безналичные платежи с помощью карточки, что нарушает интересы граждан (потребителей) – держателей карточек, выданных в рамках «зарплатных» проектов. В этой связи постановлением № 203/4 предусмотрена возможность оплаты железнодорожных билетов посредством карточек в кассах станций Белорусской железной дороги, в которых обслуживается более 50 пассажиров в сутки и при наличии сотовой подвижной электросвязи. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4. В Республике Беларусь рядом банков внедрены в эксплуатацию мобильные платежные сервисы (мобильные приложения, устанавливаемые на мобильные устройства) для оплаты пассажирами услуг проезда в городском общественном транспорте, «маршрутных такси». При использовании таких мобильных платежных сервисов оплата проезда пассажиром осуществляется без непосредственного обслуживания водителем пассажира, связанного с приемом средств платежа. Соответственно, например, в «маршрутном такси» водитель прием наличных денежных средств при оплате пассажиром проезда осуществляет с использованием кассового оборудования, непосредственно контактируя с лицом, передающим ему наличные денежные средства. При оплате пассажиром проезда с использованием мобильного платежного сервиса, такая оплата не проводится через кассовое оборудование, так как прием (передача) средств платежа осуществляется без непосредственного обслуживания водителем пассажира, связанного с приемом средств платежа. Соответственно постановлением № 203/4 пункт 1 Положения № 924/16 дополнен частью пятой, в соответствии с которой не требуется использование кассового оборудования при выполнении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси), перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, если прием средства платежа осуществляется с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, при осуществлении расчетов в безналичной форме в транспортных средствах. Постановлением № 203/4 введено новое определение термина «заявитель кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее - заявитель), а также уточнено определение термина «центр технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин» (далее – ЦТО). Указанные изменения обусловлены необходимостью совершенствования общественных отношений, связанных с четким определением круга лиц, которые могут являться заявителями, а также получением общедоступной информации о ЦТО, имеющих право на техническое обслуживание и ремонт соответствующих моделей кассовых аппаратов, в государственном информационном ресурсе – Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Данная норма вступает в силу через шесть месяцев с даты официального опубликования постановления № 203/4. Поскольку в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 постановления № 924/16, с 1 декабря 2020 г. все кассовое оборудование, используемое субъектами хозяйствования, подключено к СККО, постановлением № 203/4 внесены соответствующие изменения в Положение № 924/16 по исключению норм, предусматривающих обязанности регистрации кассовых аппаратов в налоговом органе, ведения книги кассира, формирования и хранения контрольных лент, иных норм, регулирующих вопросы, связанные с регистраци ей кассовых аппаратов в налоговом органе, так как данные нормы не распространяются на кассовое оборудование с установленным средством контроля налоговых органов и подключенное к СККО. При этом в центр обработки данных СККО поступает вся необходимая информация о денежных средствах, принятых субъектами хозяйствования с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, а также на основании совершаемых на кассовом оборудовании операций регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег и операций регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег обеспечивается формирование информации о наличии наличных денежных средств в ящике для денег кассового оборудования. Также постановлением № 203/4 предусмотрена отмена формы книги кассира. Постановлением № 203/4 предусмотрено снижение порогового значения торговой площади торговых объектов с 650 квадратных метров до 200 квадратных метров в отношении обязанности использования субъектами хозяйствования в этих торговых объектах, за исключением объектов потребительской кооперации расположенных на территории сельской местности, кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах. Следует отметить, что дифференцированный учет – это автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах, в том числе формирование такой информации в платежном документе и ее доведение до сведения покупателей. Таким образом, расширение обязанности по обеспечению на кассовом оборудовании дифференцированного учета данных о товарах позволит повысить прозрачность и контроль оборачиваемости товаров в розничной торговле и, соответственно, достоверность и полноту учета выручки. В целях охвата всего спектра существующих дополнительных услуг и товаров, которые организации автомобильного транспорта могут оказывать при перевозке пассажиров и багажа с использованием специальной компьютерной системы, абзац пятый части первой пункта 27 Положения № 924/16 изложен в соответствующей редакции, а именно специальная компьютерная система используется для приема денежных средств при оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, продаже товаров и (или) оказании иных услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа автомобильным транспортом, а также сопутствующих перевозке услуг. Такое решение позволяет исключить затраты организаций автомобильного транспорта в части приобретения дополнительных кассовых аппаратов и их технического обслуживания. Приняты меры по сокращению случаев, когда субъекты хозяйствования могли не использовать кассовое оборудование. Сокращение перечня случаев, при которых субъекты хозяйствования не обязаны использовать кассовое оборудование, позволит в режиме реального времени через кассовое оборудование, подключенное к СККО, получать информацию о денежной выручке субъектов хозяйствования. Постановлением № 203/4 из числа существующих сейчас изъятий исключается: осуществление розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец; торговля непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах; осуществление разносной торговли плодоовощной продукцией; выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности); осуществление обучения несовершеннолетних; оказание бытовых услуг и осуществление розничной торговли товарами в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников более одного человека в смену; оказание услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания. В целях обеспечения надлежащего контроля за отражением субъектами хозяйствования выручки, получаемой при продаже непродовольственных товаров на торговых местах на рынках и ярмарках, при продаже плодоовощной продукции при осуществлении разносной торговли товарами, при выполнении работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности), оказании бытовых услуг, оказании услуг субъектами хозяйствования по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания, обучении несовершеннолетних постановлением № 203/4 вводится обязанность использования кассового оборудования. Постановлением № 203/4 предусмотрено, что данные изменения вступают в силу через шесть месяцев после официального опубликования постановления № 203/4, а в отношении объектов оказания бытовых услуг – через двадцать четыре месяца после официального опубликования постановления № 203/4. Постановлением № 203/4 соответствующие уточнения также вносятся в пункты 37 и 38 Положения № 924/16. Вопросы розничной торговли пивом регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2006 г. № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли» (далее – постановление № 317). Постановлением № 317 не предусмотрена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне магазинов, павильонов, объектов общественного питания, иных стационарных объектов. Учитывая изложенное, постановлением № 203/4 из подпункта 35.9 Положения № 924/16 исключена возможность продажи в розлив пива на открытых территориях вне торговых объектов, объектов общественного питания.
30/07/2021 13:11Организации, а также индивидуальные предприниматели имеют право и пользуются им - выдают займы физическим лицам, работникам организации на оплату обучения детей в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования. По общему правилу при выдаче физическим лицам займов организацией за счет собственных средств производится уплата подоходного налога в бюджет не позднее дня, следующего за днем выдачи займа ( абз. 3 п. 7 ст. 216 НК). По мере погашения работником займа ранее уплаченная сумма подоходного налога подлежит возврату нанимателю. Размер возвращаемой суммы рассчитывается пропорционально погашенной задолженности по соответствующему договору. Наниматель самостоятельно осуществляет возврат подоходного налога за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет ( ч. 3 п. 2 ст. 220 , абз. 2 п. 2 , абз. 2 п. 3 ст. 223 НК). Однако из общего правила есть исключение: уплата подоходного налога не производится с сумм займов, выданных организациями или белорусскими индивидуальными предпринимателями лицам, имеющим право на получение налоговых вычетов, предусмотренных подп. 1.1 ст. 210 и подп. 1.1 ст. 211 НК ( абз. 7 п. 2 ст. 216 НК). При определении размера налоговой базы работник - плательщик подоходного налога имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в течение налогового периода за свое обучение, а также за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном, плательщиком-попечителем - за обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста), в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременное погашение (возврат) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования самим плательщиком или вышеуказанными лицами ( подп. 1.1 , п. 2 ст. 210 НК). Договор займа с работником должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы займа, поскольку заимодавцем является юридическое лицо. Так как договор заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенную цель (целевой заем), то заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. Для подтверждения расходования заемных средств именно на оплату обучения целесообразно в договоре займа предусмотреть обязанность представления работником-заемщиком платежного документа, подтверждающего фактическое перечисление заемных денежных средств на счет учреждения образования по соответствующему договору. Дети работников являются лицами, состоящими с работниками в отношениях близкого родства ( абз. 3 ч. 2 ст. 195 НК). Документы, подтверждающие право на социальный налоговый вычет по расходам на обучение, перечислены в п. 3 ст. 210 НК. Если ребенок получает первое высшее образование и обучается в учреждении образования Республики Беларусь, то при выдаче займа организация не уплачивает подоходный налог при наличии: - справки либо ее копии учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что дочь работника является обучающейся и получает первое высшее образование. В справке обязательно должен быть указан период получения образования; - копии договора о подготовке специалиста на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь. Если в договоре отсутствуют сведения о стоимости обучения либо стоимость обучения изменяется, то необходимо представить копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения; - копии свидетельства о рождении дочери. При возврате займа, полученного и фактически использованного на оплату получения ребенком первого высшего образования в учреждении образования Республики Беларусь, работник будет иметь право на социальный налоговый вычет. При отсутствии у налогового агента документов, подтверждающих право работника на социальный налоговый вычет, а также в случае, если получаемое ребенком высшее образование не является первым и (или) он (она) обучается в учреждении образования иностранного государства и соответственно право на социальный налоговый вычет у работника отсутствует, организация обязана за счет собственных средств перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13% от суммы выданного займа не позднее дня, следующего за днем выдачи работнику займа.
30/07/2021 13:11Об электронном сервисе налоговых органов «Личный кабинет плательщика»
29/07/2021 05:58Об электронном сервисе налоговых органов «Личный кабинет плательщика»
13/07/2021 06:38