Налоговая служба
Подпунктом 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) предусмотрено, что выбранный организацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 N 504 «О курсовых разницах» (далее – Указ №504) порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в ее учетную политику и будет действовать в течение всего налогового периода. Указом №504 (абзац 2 части 1 подпункта 1.1 пункта 1 данного Указа) организациям (за исключением банков ( пункт 3.2 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК)) было предоставлено право списывать в налоговом учете курсовые разницы, возникающие в течение года, по выбору плательщика, который требовалось отразить в учетной политике организации. Частью 2 пункта 28 Указа №143 предусмотрено, что действие норм подпункта 2.6 пункта 2 данного Указа распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. Изменения в учетной политике относительно порядка налогового учета курсовых разниц можно сделать с 26 апреля 2020 г. Поскольку этот порядок будет действовать в течение всего налогового периода, его следует применять к курсовым разницам, возникающим с 1 января по 31 декабря 2020 года.
12/05/2020 12:31В предусмотренных законодательством случаях наниматель выплачивает работнику пособия за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики. К ним относятся пособия по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за ребенком); женщине, ставшей на учет в организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей; на погребение; на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет. В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 197 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК) пособия, полученные в соответствии с законодательством, являются объектом налогообложения подоходным налогом. Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 208 НК, пособия, выплачиваемые работникам нанимателем за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики, а так же пособия, выплачиваемые из средств республиканского и местных бюджетов, освобождаются от налогообложения. Пунктом 1 статьи 208 НК предусмотрено исключение – это пособия по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за больным ребенком), которые облагаются подоходным налогом. Следует обратить внимание, что оплата дополнительного свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования в соответствии с частью 1 статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), государственным пособием не является и облагается подоходным налогом в общеустановленном порядке. Учитывая, что выплата пособий по временной нетрудоспособности производится одновременно с заработной платой ( часть 4 пункта 36 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 №569 (с изменениями и дополнениями)), поэтому исчисление, удержание и перечисление исчисленного подоходного налога с этих пособий производится в соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 199 НК в совокупности с другими доходами, начисленными за месяц (зарплата и прочие выплаты). Подоходный налог со всей суммы доходов, начисленных за месяц (зарплата, пособия и т.д.), исчисляется в соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 199, пункта 1 статьи 214 , абзаца 3 статьи 215 НК. Из облагаемых подоходным налогом доходов при наличии права последовательно вычитаются стандартные ( статья 209 НК, приложение 10 к Указу №503), социальные ( статья 210 НК) и имущественный ( подпункт 1.1 пункта 1 статьи 211 НК) налоговые вычеты. При этом из начисленного дохода производится вычитание стандартных вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог. Это предусмотрено частью 1 пункта 3 статьи 199 и частью 4 пункта 2 статьи 209 НК. Пособия по временной нетрудоспособности, начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в том числе предыдущего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены. Это предусмотрено абзацем 2 пункта 4 статьи 213 НК. Исчисленный подоходный налог необходимо, в соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 216 НК, удержать из доходов при их фактической выплате и перечислить в соответствующий бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов и (или) дня перечисления денежных средств со счета организации на счета работников в банке, что предусмотрено абзацем 2 пункта 6 статьи 216 НК.
12/05/2020 12:31Ситуация: Работник непрерывно работает в организации (место основной работы) с 2010 г. Данным работником в марте 2020 г. в организацию представлены документы, подтверждающие рождение у него ребенка в марте 2014 г. Поскольку документы не были представлены, вычет на ребенка не предоставлялся с марта 2014 г. по март 2020 г. В данной ситуации в озврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет. В случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г. В соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. При этом льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью 1 пункта 4 статьи 35 НК, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий: плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам); не истекло 5 лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено НК ( часть 2 пункта 4 статьи 35 НК). НК закреплено право плательщика на применение стандартного налогового вычета на ребенка до 18 лет и (или) на каждого иждивенца в порядке и размерах, предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК, приложением 10 к Указу №503, подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК в редакциях, действовавших с 01.01.2015 по 31.12.2018, приложением 10 к Указу №29, на основании подтверждающих документов. В случае если плательщиком несвоевременно представлены налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. При этом стандартные налоговые вычеты на основании части 4 пункта 2 статьи 209 НК предоставляются в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог. Результатом произведенного перерасчета будет являться наличие излишне удержанного у работника подоходного налога. Излишне удержанный подоходный налог подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика, исполнения его налогового обязательства по такому налогу либо возврату плательщику, что отражено в части 1 пункта 1 статьи 223 НК. При этом зачет или возврат излишне удержанного подоходного налога могут быть произведены не позднее 5 лет со дня уплаты в бюджет такого налога ( часть 2 пункта 1 статьи 223 НК. Поскольку возврат (зачет) налога производится не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет, то в случае представления работником документов на вычет в марте 2020 г. такой возврат можно произвести только в отношении сумм перечисленного подоходного налога начиная с марта 2015 г. При этом определение даты получения дохода, из которого удержан подлежащий возврату (зачету) подоходный налог, зависит от соотношения конкретных дат перечисления излишне удержанного подоходного налога и возврата (зачета) работнику этих сумм. Так, например, при перечислении 20.03.2015 излишне удержанного подоходного налога из доходов за февраль 2015 г. возвратить (зачесть) эту сумму можно не позднее 20.03.2020. Зачет излишне удержанного подоходного налога в счет предстоящих платежей плательщика производится налоговым агентом самостоятельно путем уменьшения суммы подоходного налога, подлежащей удержанию из доходов, выплачиваемых такому плательщику ( часть 3 пункта 1 статьи 223 НК). Возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога производится налоговым агентом за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному плательщику, так и по иным плательщикам ( часть 5 пункта 1 статьи 223 НК).
12/05/2020 12:30В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует. С 26 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. юридическим лицам разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами. Право осуществлять такую деятельность получили юридические лица, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств. Это предусмотрено частью 1 пункта 16 Указа №143. Данные юридические лица в соответствии с частью 1 пункта 16 Указа №143, приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2019 №27 будут вправе через интернет реализовывать лекарственные средства, включенные в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утвержденный Министерством здравоохранения. Частью 2 пункта 16 Указа №143 определено, что доставлять лекарства смогут только определенные организации. Их перечень будет установлен Совету Министров Республики Беларусь и доведен до населения.
12/05/2020 12:30Министерство по налогам и сборам в связи с вопросами, связанными с включением в состав внереализационных доходов (расходов) сумм курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости предоставленных и полученных займов сообщает следующее. Курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством, в целях исчисления налога на прибыль на основании подпункта 3.20 пункта 3 статьи 174 и подпункта 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) подлежат отражению в составе внереализационных, соответственно, доходов и расходов. При этом подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175, подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 173 НК установлено, что суммы курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, определяемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, возникших в связи с осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 НК и иным положениям законодательства, в состав внереализационных расходов и затрат, учитываемых при налогообложении, включению не подлежат. Кроме того, на основании пункта 3 статьи 173 НК затраты, указанные в статье 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В соответствии с подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении налогом на прибыль не учитываются предоставленные займы, в том числе беспроцентные. Суммы полученных займов не поименованы в НК и иных положениях законодательства в качестве затрат, не учитываемых при налогообложении. По своей сути суммы полученных займов не являются ни доходами, ни расходами организации. Следовательно, отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке сумм предоставленного займа, при исчислении налога на прибыль не учитываются ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов. Положительные курсовые разницы, связанные с переоценкой предоставленного и полученного займа, а также отрицательные курсовые разницы по полученным займам, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов).
12/05/2020 12:30Министерство образования Республики Беларусь по запросу Министерства по налогам и сборам дало разъяснение, является ли молодым специалистом выпускник, получивший образование за счет собственных средств, место работы которого определено не путем распределения, а в порядке направления на работу. В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими). Таким образом, выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию направленные на работу на места работы, оставшиеся после распределения, молодыми специалистами не являются. Вместе с тем, на этих выпускников распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные подпунктами 3.1–3.3 пункта 3 статьи 48 Кодекса (пункт 6 статьи 84 Кодекса).
12/05/2020 12:29С 1 января 2020 г. при налогообложении прибыли стоимость топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – топливо) можно учитывать по нормам, установленным руководителем, в т.ч. в случае, если они выше, чем нормы, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс). В случае, когда нормы расхода топлива утверждены Минтрансом, руководитель, в соответствии с частью 1 подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), для целей налогового учета не вправе сам определить нормы расхода топлива при расчете налога на прибыль. Вместе с тем, с 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) установлено, что в состав нормируемых затрат включается стоимость топлива, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию ( пункт 6 , абзац 2 пункта 16 Указа №503). Положения данного Указа на основании пункта 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах» имеют приоритет над положениями НК и постановлениями Минтранса. Таким образом, с учетом пункта 6 Указа №503 и разъяснения МНС с 1 января 2020 года организация вправе учитывать при налогообложении прибыли в составе нормируемых затрат стоимость автомобильного топлива, израсходованного по нормам, установленных руководителем, даже если на этот автомобиль есть нормы, установленные Минтрансом, и они ниже, чем нормы, установленные руководителем. При установлении норм руководителем организации следует помнить, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учетах, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов); - основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора); - отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права). На основании изложенного, если нормы руководителя будут выше, чем нормы Минтранса, их целесообразно соответствующим образом обосновать во избежание негативных последствий по результатам проверки.
12/05/2020 12:281. Государственная регистрация субъектов хозяйствования. До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица). 2. Условия начала осуществления деятельности. 1. До начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган либо оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения - о дате ее прекращения. Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее – ЭИС). Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску. 3. Уплата налогов. При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
23/04/2020 06:51Несмотря на проводимую налоговыми органами работу, направленную на предотвращение нарушений законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации, контролирующие органы по-прежнему выявляют такие нарушения со стороны граждан. В результате проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району контрольных мероприятий установлен факт осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности жителем Ганцевичского района, который оказывал услуги сомнительного качества по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Данному гражданину налоговым органом предъявлен к уплате единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в сумме 215,06 белорусских рублей, а также вручено информационное уведомление-разъяснение о мерах ответственности за осуществление физическими лицами деятельности с нарушением законодательства. В случае выявления повторного нарушения гражданин будет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере до ста базовых величин (2700,00 белорусских рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
16/04/2020 08:49Уважаемые граждане! Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району обращает Ваше внимание: Срок представления налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц не позднее 31 марта 2022 года в отношении следующих доходов плательщиков полученных в 2021 году: - по доходам, полученным за границей (или) из-за границы Республики Беларусь; - доходам, полученным от продажи (мены, ренты) в течение календарного года одного автомобиля, общая масса которого превышает 3,5 тонны и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь, либо двух и более механических транспортных средств; - доходам, полученным от продажи (мены) в течение пяти лет двух и более объектов недвижимого имущества одного вида, либо доли в праве собственности на такое имущество; - доходам, полученным в результате дарения от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, превышающем 7521 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, а также по другим доходам, удержание подоходного налога с физических лиц с которых не возложено на налоговых агентов. Декларация может быть представлена в письменной форме в налоговый орган или в электронном виде через личный кабинет плательщика. Подробную информацию можно получить по телефону: 189 (стационарная сеть).
30/03/2020 09:54